* Политика новости » Банки »

* *

Главная Новости

Нередко уроки Мясковского превращались в увлекательные беседы

Опубликовано: 26.10.2018

Мясковский всегда требовал строгой продуманности каждой детали произведения в соответствии с общим замыслом. Он всегда поощрял в студентах выдумку и изобретательность. Но никогда сама по себе остроумная деталь сочинения… не имела, с его точки зрения, никакой цены, если не была, как он любил выражаться, «оправдана» целым. Как-то он обратил внимание на весьма экстравагантный тональный план первой части квартета одного студента. Завязался разговор о том, что вообще в этом смысле «можно», а чего «нельзя». Николай Яковлевич высказался хоть и несколько парадоксально, но по существу очень поучительно: «До кульминации делайте, что хотите, но потом сумейте оправдать»… Мясковский в классе сравнительно мало уделял времени и внимания обучению студентов «ремеслу», больше указывал на методы самоусовершенствования в этом направлении. Зато общение с ним в классе очень способствовало музыкально-художественному созреванию молодого композитора… Нередко уроки Мясковского превращались в увлекательные беседы о разных явлениях искусства.

Будучи горячим поклонником творчества своего современника и личного друга С. С. Прокофьева, Мясковский в сезоне 1939/40 года регулярно посещал репетиции, а затем спектакли оперы «Семен Котко», много беседуя об этом произведении в классе. Он восхищался обаятельной поэтичностью лирики оперы, оригинальностью приемов, которыми автор достигает предельной силы драматического напряжения… Наряду с этим он метко обнаружил и объяснил один драматургический просчет автора: как-то, после очередного спектакля он сказал: «Удивительно! Почему превосходный по музыке и живой по действию IV акт оперы не производит на публику должного впечатления?» — И, немного выждав, ответил сам: «Очевидно, вторая половина III акта, необыкновенно напряженная, берет у публики так много сил, что их почти не остается для восприятия IV акта»…

Нередко Мясковский поражал эрудицией самым неожиданным образом. В 1943 году я показал ему один романс, начинающийся словами: И аисты над погоревшим садом

Давно на юг промчались косяком… Мясковский вдруг заметил: «Аисты косяком?… Аисты — семейство крупных… голенастых, кажется, они косяками не летают». Встретив через несколько дней меня на улице, он начал разговор фразой: «Вы знаете, посмотрел в энциклопедии и кое-какие справочники,— не летают аисты косяками»». (Из «Воспоминаний об учителе» Н. И. Пейко.)

Живые черты личности Николая Яковлевича и его педагогического стиля сберег в своей памяти А. И. Хачатурян:

«Мясковский никогда не подавлял студентов своей творческой волей. Он вел себя с нами как равный с равными, был чрезвычайно вежлив и предупредителен. Он не допускал фамильярности, был со всеми учениками на «вы», называя их по имени и отчеству.

Была ли у Мясковского законченная педагогическая система занятий? Вряд ли. Скорее у него были определенные общие принципы, которым он следовал. Уроки его в разное время и с разными студентами складывались непринужденно, как бы сами со- бой, но в них всегда ощущалась воля и направляющая мысль педагога.

Реклама

Популярные новости

Реклама

Календарь новостей

rss